Президент компании "Транснефть" Николай Токарев заявил, что у Болгарии нет юридических оснований для одностороннего выхода из проекта "Бургас-Александруполис".
" Не знаю чем объяснить позицию болгар, не знаю. На мой взгляд, это крупная ошибка руководства Болгарии. Держать в руках жар-птицу, в виде нефтепровода, и не использовать этот шанс.
Даже наоборот, добровольно отказаться. Когда у тебя есть нефть, ты хоть и страна не добывающая, а транзитер, то всегда будешь в состоянии обеспечить себя какими-то объемами, потому что держишь руку на кране", - заявил глава трубопроводной монополии.
В 2007 году страны-участники проекта Россия, Греция и Болгария заключили межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис». Протяженность маршрута должна была составить около 300 км по территории Болгарии и Греции. Мощность проекта – 35 млн тонн в год с возможностью расширения до 50 млн. тонн. В болгарский Бургас нефть планировалось доставлять танкерами из российских портов. Из греческого Александруполиса нефть должна была транспортироваться в другие средиземноморские порты. Таким образом, данный маршрут позволял обойти загруженные турецкие проливы.
В 2009 году в Болгарии прошли выборы в парламент, и пришедший к власти премьер-министр страны Бойко Борисов заявил о приостановке совместных с Россией энергетических проектов. Заморожен был, в том числе, и нефтепровод "Бургас-Александруполис".
Изначально к проекту выдвигались экологические претензии. Но проведение экспертизы маршрута подтвердило экологическую безопасность проекта. Но Болгария не торопилась возобновлять работы над проектом. Между тем другие участники проекта – Россия и Греция, несмотря на пассивное поведение Болгарии, продолжали финансировать работу над маршрутом. В частности, шла проработка ТЭО проекта. В результате к моменту объявления о выходе Болгарии из проекта, страна накопила задолженность по финансированию "Бургас-Александруполис" в рамках консорциума в размере около 6,2 млн евро. |