Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Разнообразие форм болгарского кино
23.12.2010 18:40

Болгарское кино очень щедро в разнообразии форм выражения. Это и мощная, построенная на неожиданных ассоциациях образность Христова; это суховатый документализм Захариева и Николова, взрывающийся вспышками страстей; это монументальность и масштаб исторических полотен Корабова и Хеския; увлекательность драматического повествования Стайкова и напряженная аналитичность Шаралиева, Грыбчевой, Пискова и Акташевой. Это тонкость психологических зарисовок Терзиева и Киркова и лирическая экспрессия Желязковой. Но разрыв между темой и эстетикой фильма —явление не редкое. Порою избранный стиль просто не выдерживается до конца.
Так случается, например, в упомянутом выше фильме «Услышь петуха». Он начинается в иронической, условной манере. Его герои —старики, которые рассказывают о своем обезлюдевшем селе.
     Старики проказники, которые мысленно раздевают проходящую соседку, а с нее и в самом деле слетает платок, кофточка, пока дед Тошо не останавливает своих приятелей в критический момент. Старики драчуны: Тошо тузит своего поверженного противника как раз в тот момент, когда к нему приезжает сын с известием: мама плоха! Тошо едет в город, чтобы услышать предсмертное признание Петрунки в том, что она ему однажды изменила. Старый Тошо отходит к зеркалу, и оно лопается под его мрачным взглядом. Правда, тут же входит сын и сокрушенно объясняет, что винты слишком затянули, но мыто знаем, что не выдержало зеркало эмоций Тошо, и понимаем, почему, приехав в родное село, идет он на кладбище и камнем разбивает портрет на памятнике своего давнего усопшего соперника. 
     До сих пор все идет в счастливо найденной авторами манере. И когда дед Тошо заболевает от признания Петрунки и выбывает из компании скучающих без него стариков, то думаешь, что это очередная мистификация. Но дед Тошо заболевает всерьез, размышляет о своей жизни всерьез: о проявленном однажды малодушии, когда не пошел он на партизанскую операцию, напился пьяным, а ученики его пошли и погибли. И потом умирает. И долго идут на экране его похороны, мы видим не прощенную, но выздоровевшую Петрунку, горюющего сына, односельчан. Но это уже другой, серьезный фильм, мало имеющий общего с той условно - иронической картиной, которую нам показали вначале.
     «Услышь петуха»последняя лента, которую с некоторой натяжкой можно отнести к «миграционному» циклу. Фильмы этого цикла, как отмечалось уже, заметно отходят сейчас на задний план. Зато они подготовили, дали импульс другой, может быть, главной сегодня группе картин, связанных с темой истории.
     Последствия разработки «миграционного» цикла оказались чрезвычайно важны. Во - первых, исследуя эту проблематику, болгарское кино обратилось к коренным свойствам и чертам национальной психики и образа жизни, открывающихся на исторических изломах особенно ясно. Во - вторых, с этой темой в болгарское кино вошло ощущение перемен, умение видеть и запечатлевать жизнь в движении. Иначе говоря, в болгарской кинематографии чрезвычайно усилилось чувство историзма, умение видеть время как многослойный процесс, улавливать связи между прошлым и будущим. Эти качества особенно ясно выразились в картине, этапной для болгарского кино, —«Воспоминания о двойняшке». 

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.