Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Совместные проекты болгарского кино
23.12.2010 19:11

Интерес к прошлому выражается на болгарском экране в разных типах исторического фильма. Один из них представлен совместной болгаро - советской картиной «Юлия Вревская», поставленной режиссером Николой Корабовым по сценарию Стефана Цанева и Семена Лунгина и посвященной столетию освобождения Болгарии от турецкого ига.
На экране пейзажи Петербурга —Исаакиевская площадь, проводы гвардии; беседки и фонтаны царскосельского дворца —их вспоминает Юлия Вревская; решетки Летнего сада, где прогуливается она летними ночами. А потом —железнодорожные вокзалы, от которых отходят поезда на далекий болгарский фронт; переправа через Дунай под ураганным огнем; сожженные болгарские села и церкви; потонувшие в снегу русские окопы на Шипке; тифозные бараки; раненые в бреду и укрытая снегом могила Юлии Вревской —одна из бесчисленных русских могил, разбросанных по Болгарии...
     Картина сделана с размахом и тщательностью. Но ни прекрасная операторская работа В. Юсова, ни участие таких актеров, как Р. Адомайтис, А. Солоницын, Р. Быков, Ю. Яковлев, Л. Савельева, С. Данаилов, К. Цонев, ни уверенная режиссура Н. Корабова не могут скрыть иллюстративности и приблизительности драматургии фильма. Увы, реальная история Юлии Вревской, русской аристократки, ушедшей на фронт простой сестрой милосердия и погибшей от тифа, осталась неясной в своих глубинных мотивах. А ее любовь к болгарскому студенту Корабелову, последователю Левского, выглядит скорее как дань совместной продукции, нежели как историческая правда.
     Жанр масштабной исторической эпопеи, который в свое время так удачно начал в болгарском кино Н.Корабов экранизацией романа «Табак», продолжается в последние годы Зако Хеския. После «Зарева над Дравой», посвященного формированию новой болгарской армии и ее первому кровопролитному столкновению с фашистскими войсками на реке Драва, Хеския сделал фильм «Бой последний», по мемуарам Велеина Андреева «Они умирали бессмертными». «Бой последний»это история одного партизанского отряда в самый трудный период Сопротивления, в 1943 году. Перед зрителем развертывается цепь неудач, жертв, порой закономерных, а порою по видимости бессмысленных: не удается отчаянная попытка добыть оружие с военного склада, машина по неопытности водителя опрокидывается в кювет, раненый подпольщик до последнего патрона прикрывает уходящих товарищей; двое молодых партизан, выполнив задание, купаются в реке, и тут их, беспомощных и обнаженных, настигают полицаи; кончает с собой связная, окруженная врагами; штаб охранки все туже сжимает кольцо вокруг отряда... Но этот фильм, где много смертей и крови, сделан руками людей, видевших конечную победу. Авторы показывают, как приезжает в отряд уполномоченный партии и его энергичные, продуманные действия приносят первые успехи, возвращают бойцам силу и уверенность в себе. Через все трагические испытания отряд идет вперед. 
     Картина Хеския фрагментарна, распадается на отдельные эпизоды, это как бы дневниковые записи, которые еще не отлились в законченную форму. Материал художественно еще не осмыслен до конца, но его достоверность не вызывает сомнений.
Совершенно обратный случай представляет фильм «За зеркалом», поставленный Илей Велчевым по сценарию Антона Дончева.     История болгарской подпольщицы Маревой, посланной в Германию после провала «Красной капеллы», арестованной и казненной по приговору нацистского суда, закована в конструкции «железной» и чрезвычайно традиционной драматургии. Здесь и гитлеровский ас барон фон Редер, кавалер Рыцарского креста, мужественный и честный солдат, влюбившийся в прекрасную болгарку и предлагающий ей руку, сердце и родовое имение Редеров. Здесь и его двоюродный брат, гестаповец и садист Эрик, тоже влюбленный в Мареву и пытающийся склонить ее к предательству. И приключения героини на фоне фешенебельных особняков, роскошных апартаментов и кабаре. Это стереотипы фильма из великосветской жизни. Есть и другие штампы детектива, причем достаточно невысокого уровня.
     Последняя часть фильма изображает героиню в нацистской тюрьме: она осуждена, ее возлюбленный —боец Сопротивления приезжает из Болгарии к ней на свидание и предлагает ей вступить в брак. И долго демонстрируется еще один экзотический предмет —гильотина и приготовления к казни... 
Фильм поражает своей недостоверностью, дурным вкусом и откровенно слабой игрой артистов.
Социалистическое кино добилось немалых успехов в приключенческом жанре, создавая детективы, и стилизованные под документ и откровенно развлекательные. И то и другое не зазорно, но не надо путать эти два направления. И претендовать на историческую достоверность, делая фильмы традиционно развлекательные.

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.